К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие категории детей:
- дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены организациями социального обслуживания, помощи семье и детям;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Порядок оказания услуг ранней помощи включает следующие этапы:
- обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
- прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;
- определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);
- в случае невыявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи - предоставление разовой консультации по развитию ребенка;
- в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРП - оказание этих услуг;
- в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП:
- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;
- разработка ИПРП;
- реализация ИПРП;
- промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;
- пролонгация или завершение реализации ИПРП;
- содействие переходу ребенка в образовательную организацию.
Механизм выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей:
Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей осуществляют специалисты организаций (учреждений) (далее - специалисты) здравоохранения, социального обслуживания, образования, в том числе центров психолого-педагогическо-медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий (далее - специалисты):
- при обращении родителей (законных представителей) за получением социальных и иных услуг, оказываемых в этих организациях (учреждениях);
- при обращении в эти организации (учреждения) родителей (законных представителей), предполагающих наличие нарушений в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет и потребности в оказании им ранней помощи.
При выявлении проблем в физическом, психическом развитии и здоровье детей в возрасте от рождения до 3 лет в организациях (учреждениях), подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, специалисты этих организаций (учреждений) направляют их на комплексное обследование междисциплинарной командой специалистов для определения нуждаемости в ранней помощи и разработки ИМРП.
При выявлении детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей специалисты организаций (учреждений) социального обслуживания, образования:
- уведомляют медицинскую организацию (учреждение) по месту жительства детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей о факте выявления;
- осуществляют сопровождение семьи до разработки ИМРП.
Ранняя помощь в сфере образования оказывается службами ранней помощи и в консультационных центрах в образовательных организациях (учреждениях) при предъявлении родителями (законными представителями) заключения междисциплинарной команды о необходимости реализации ИМРП и включает:
- проведение оценочных процедур для разработки на основе ИМРП перечня мероприятий по ранней помощи, вариативной модели индивидуального образовательного маршрута, реализуемых в образовательных организациях (учреждениях);
- консультирование родителей (законных представителей) в период адаптации детей, нуждающихся в ранней помощи, в образовательной организации (учреждении);
- мероприятия по формированию и развитию речи, навыков общения, познавательной активности, самообслуживания, бытовых навыков, поддержке социализации детей, нуждающихся в ранней помощи;
- психологическое сопровождение родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи;
- краткосрочное оказание ранней помощи детям, нуждающимся в ней, без разработки ИМРП;
- пролонгированное консультирование родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в ранней помощи, без разработки ИМРП;
- коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей, нуждающихся в ранней помощи;
- повышение родительской компетентности по особенностям физического, психического развития детей, нуждающихся в ранней помощи, в том числе психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей);
- коррекция психологического состояния и детско-родительских отношений;
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей, нуждающихся в ранней помощи, организацию развивающей предметно-пространственной среды;
- оказание логопедической помощи детям, нуждающимся в ранней помощи;
- психолого-педагогическое сопровождение психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации (учреждения), в том числе оценка динамики развития для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в ранней помощи, и их семей, во время обучения в образовательной организации;
- проведение промежуточной и итоговой оценок реализации ИМРП;
- проведение промежуточной и итоговой оценок реализации ИМРП в сфере образования с последующей подготовкой заключения и рекомендаций для родителей (законных представителей).