МБОУ Ваховская ОСШ
п.Ваховск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Профилактика буллинга в школе

    В последнее время агрессивность проявляется всѐ чаще и острее. Исследования показывают, что ее проявления деформирует психику практически всех детей, которые вовлечены или даже только наблюдают процессы агрессивного поведения.

    Мы должны быть во всеоружии, точно знать как себя вести, когда встречаемся с явлениями агрессивного поведения школьников. Речь идет не просто о жестком подавлении агрессивности, а о твердом, последовательном, психологически грамотном поведении взрослых по отношению к этим явлением.

    Если у вас возникнут затруднения, то, пожалуйста, помните, что психологическая служба нашей школы - всегда рядом с вами!

    Помощь в трудной ситуации

    Служба психолого-педагогической поддержки в школе

    Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга

    1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
    2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
    Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
    3. Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.

    Действия учителей

    - Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга. В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.

    - Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».

    Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:

    • занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
    • объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации.
    • попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.

    Действия классного руководителя 

    1. Проинформировать педагогический коллектив  Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 
    2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: 
    - Выслушайте и поддержите ребенка. 
    - Скажите ребенку:  Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.  Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).  Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).  Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». 
    Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

    Разговор с классом

    До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

    После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

    В ходе разговора с классом следует:

    -  Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
    - Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
    -  Обозначить травлю как «болезнь группы».
    -  Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
    -  Ввести «санкции» за подобное поведение.
    -  Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».

    Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, обвинения или наказания.

    План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

    1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
    2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
    3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
    4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
    5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
    6. Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
    7. Можно обратиться за помощью в школьный Совет по профилактике, комиссию по урегулированию конфликтов.
    8. Пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

    Похожие понятия

    Троллинг – это стиль общения в интернет пространстве, направленный на издевательство и провокационные высказывания.

    Троллинг - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений о человеке.

    Кибербуллинг (киберзапугивание). Кибербуллинг (cyber-bullying) — это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Это намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор).
    Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).

    Отличие троллинга от кибербуллинга
    Троллинг — это провокационные комментарии, словечки, диалоги. Попытка вывести собеседника на ответные меры или на необдуманные фразы и слова.
    Кибербуллинг — это уже травля собеседника. Моральное подавление его, попытка причинения душевной боли. Если троллинг представляет собой локальную проблему той или иной дискуссионной площадки, то кибербуллинг вызывает серьезные опасения психологов и экспертов по личной безопасности в Интернете.

    Моббинг – это коллективные нападки, травля или, наоборот, отвержение, изоляция и бойкот одного из членов коллектива.
    Может проявляться в учебных группах или классах в школе, в трудовых коллективах на работе.
    Буллинг, тра́вля агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

    Чем отличается моббинг от буллинга?
    По сути моббинг и буллинг - схожие понятия - это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет, а не весь класс.

    Как понять, что ребенка травят?

    •    Ребенок говорит вам напрямую. Многие дети озвучивали жалобы родителям, но не получали поддержки.
    •    У ребенка часто пропадают или портятся вещи, а он не может объяснить, как это получается.
    •    Вы находите в вещах или на страницах соц. сетей ребенка оскорбительные записи.
    •    У ребенка регулярно появляются синяки, царапины, которых он не может объяснить.
    •    Ребенок отказывается идти в школу, но не может объяснить причины, либо же объяснения неправдоподобны.
    •    Ребенок пропускает некоторые уроки, не может объяснить причину (буллинг может быть как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников во время выполнения определенных заданий, упражнений).
    •    Ребенок регулярно встречался или созванивался с друзьями, но резко перестал.
    •    Ребенок странно реагирует на звонки, СМС, начинает нервничать, переживать, скрывает телефон.
    •    Ребенок стал замкнутым, не хочет общаться с друзьями, ходить в гости.
    •    Ребенок потерял аппетит, плохо спит, появились эмоциональные всплески, тревожность, агрессивность.
    •    Появились пропуски занятий, снизилась успеваемость.

    Некоторые пункты не свидетельствуют напрямую о буллинге, но являются поводом для вас обратить внимание на ребенка, наблюдать, чтобы вовремя помочь.

    Буллинг часто происходит за кадром – вне камер, глаз учителей и родителей тех, кто травит. Именно поэтому в борьбе с буллингом важно ставить в курс и привлекать к работе все стороны без исключения.

    Как НЕ надо:

    1. Не вешайте на ребенка ответственность: «Справляйся сам».
    Ребенок на то и ребенок, что учится. Столкнувшись в первый раз со сложной ситуацией, он должен знать, что ему есть к кому прийти за советом, что родители его не оттолкнут и обязательно помогут. 

    2. Не учите ребенка ответной агрессии: «Учись давать сдачи».
    Сегодня ребенок учится решать вопрос кулаками, завтра он сам станет буллером. Жестокость порождает жестокость. Психологи подтверждают, что такой способ чаще всего только разжигает конфликт.

    3. Не судите ребенка по себе или другим детям.
    Да, одному ребенку скажут «ты дурак», и он не среагирует никак, а другой почувствует себя плохо. Люди разные, дети разные.
    Бывает так, что ребенок регулярно страдает от агрессивного поведения одноклассника, который бьет или обзывает. При этом папа ребенка сам в детстве проходил подобное, и будучи скромным и недрачливым, страдал от своего характера, а теперь заставляет своего сына (очень похожего характером на отца) давать сдачи обидчику. Для ребенка это сложно, он может начать врать на эту тему, чтобы избежать стыда перед родителем.

    4. Не ругайте/ не обвиняйте ребенка.
    Даже если он сбежал (кто-то посчитает – струсил), даже если он не справился с чем-то, поддержите, дайте понять, что он справится, что вы рядом.

    5. Не обвиняйте и не пытайтесь давить на жалость буллеров.
    Справедливо везде пишут, что это не работает. Либо усугубит ситуацию для жертвы, либо просто оставит ее на прежнем уровне.

    6. Не оставляйте ситуацию на самотек.
    Один разговор с буллерами не поможет, буллинг может затихнуть и через некоторое время возникнуть с новой силой.

    Что делать:

    Шаг 1. Разберитесь в ситуации.
    Поговорите с ребенком, проанализируйте ситуацию: в чем состоит конфликт, как долго длится, есть ли опасность, какие действия предпринимал ребенок.
    Будьте чувствительны. Не давите на ребенка, не допрашивайте его с пристрастием и не грозитесь наказать всех и вся. Ребенок может испугаться и в следующий раз не расскажет вам ничего.
    Покажите ребенку, что вы его поддерживаете, что вы на его стороне и поможете ему независимо от того, что происходило в конфликте.
    Соберите доказательства: фото, записи, СМС, скриншоты, свидетельства друзей, одноклассников, учителей. Это важно не только для того, чтобы прижать обидчиков к стенке, но и для оценки ситуации и ее последствий.

    Шаг 2. Ставьте в курс школу: учителей, классных руководителей, психологов.
    Реагируйте сразу. Не стоит ждать: «Если такое еще раз повторится, я пойду разбираться». Травля – систематичное явление, повторится точно, реагировать надо сразу, так как сегодня ребенка обзывают, завтра отнимают вещи, послезавтра могут вообще избить.
    Называйте вещи своими именами. Не надо начинать с того, что у ребенка не клеятся отношения с одноклассниками, если ребенка обзывают, травят, бьют, портят вещи, смеются над ним и т. д. Говорите прямо: моего ребенка травят!
    Настаивайте на необходимости избавиться от травли в классе/группе. Да, дети могут быть жестокими: это и возраст, и особенности, травля будет и была всегда. Но это не значит, что ребенок должен страдать от этого. Речь о том, чтобы избавиться от травли в конкретной ситуации, в конкретном классе, с конкретными детьми. Это возможно.
    Говорите о профилактике во всем классе, а не только о группе детей, которые занимаются травлей. Класс точно знает, что травля есть: кто-то занимает активную позицию, а кто-то пассивно наблюдает, потому что боится стать жертвой буллинга.
    Не бойтесь действовать дальше, если разговор с учителем или классным руководителем не помог. Родители говорят, что испортят отношения со школой, если пойдут к администрации. Не откидывайте возможность перевести ребенка в другой класс или школу. Это крайняя, но иногда необходимая мера для защиты вашего ребенка и обеспечения ему комфортных условий для обучения.

    Шаг 3. Ставьте в курс родителей буллеров.
    Говорите с родителями буллеров. Родители – первые учителя. Чем младше дети, тем больше смысла говорить с их родителями, так как ребенок редко до конца отдает отчет своим действиям.
    Встречайтесь с родителями буллеров на нейтральной территории в присутствии учителей, не надо поджидать их в коридоре или звонить им на работу для разбирательств, это только усугубит ситуацию
    Делайте эту сторону вашими союзниками. Нападение и угрозы родителям буллеров – не лучший способ помочь вашему ребенку. Лучше объясните, чем вредит буллинг в группе/классе всем детям.

    Шаг 4. Привлекайте специалистов.
    Обращайтесь к специалистам: психолог, психотерапевт. По словам людей, столкнувшихся с травлей, память о ней остается надолго, людям требуется как моральная поддержка, так и знания о том, как общаться в разных ситуациях безопасно для себя.
    Организуйте в классе тренинг или классный час по теме навыков общения. Это хорошая возможность для класса и школы решить вопрос с буллингом с привлечением третьей стороны, причем профессионал сможет избежать обвинительной позиции по отношению к буллерам, а также попыток вызвать жалость к жертве, ни то, ни другое не дает эффекта.

    Шаг 5. Работайте с ребенком.
    Сохраняйте спокойствие. Когда родители волнуются больше ребенка, для него это сигнал, что они:
    1.    не знают, что делать;
    2.    им самим нужна помощь.
    Ребенок должен знать, что вы выдержите и справитесь с любой ситуацией, на то вы и взрослый.

    Помогайте ребенку.

    Правила в детском коллективе не всегда верны: оскорбления будут считаться нормой, а пожаловаться на это учителю – ябедничество. Здесь задача заинтересованных взрослых помочь, быть рядом, подсказать, участвовать. Обязательно общайтесь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе дел ребенка.

    Прислушайтесь к словам ребенка.

    Не отмахивайтесь, не говорите, что он сам должен разобраться, дать сдачи, и если не умеет, то пусть учится. Даже если вы предпочитаете политику невмешательства, то хотя бы разберитесь, насколько серьезно происходящее.

    Объясните ребенку, что он не виноват.

    Даже если его называют хромоножкой, потому что он действительно хромает, ребенок не виноват, он не заслужил травли.
    Учите ребенка не воспринимать на себя все, что про него говорят. Учите защищаться внутренне, не реагировать на слова обидчиков и не относить их к себе, ставить невидимый барьер тому, что говорят, чтобы мнение толпы не заменило его собственное мнение о себе.

    Учите «не кормить троллей».

    Обидчики ждут реакции, ведь это докажет, что их слова или действия достигли желаемой цели. Учите не реагировать во что бы то ни стало, даже если внутри становится действительно обидно и неприятно. И смотрите пункт выше! Учите с достоинством проходить мимо. Лицо нейтральное, уверенная речь и походка, «и тебе хорошего дня» и вперед. Или вообще не отвечать и проходить мимо буллеров с поднятой головой.

    Помогайте ребенку найти его компанию.

    Когда у ребенка есть друзья – он не одинок, не чувствует себя исключенным, и тогда травлю перенести легче. Устройте ребенка в группу по интересам. Это не только место, где ребенок может найти друзей, но и возможность реализоваться, проявить себя, почувствовать себя уверенно.

    Поддерживайте уверенность ребенка в себе.

    Говорите, в чем его сильные стороны, отмечайте успехи, фиксируйте достижения.

    Всегда учите ребенка правилам безопасного общения.

    Если вы читаете эту статью и думаете, что вашего ребенка это все не касается, это здорово. Просто помните всегда, что один и тот же человек может в одном коллективе быть лидером, а в другом стать жертвой буллинга. Даже самый дипломатичный и коммуникабельный ребенок может когда-то попасть в коллектив, где его не примут.

    Учите ребенка, что быть пассивным наблюдателем – все равно что поддерживать буллеров:
    •    не поддерживать и не стимулировать травлю;
    •    не отвечать, не пересылать сообщения или фото, которые могут оскорблять других;
    •    помогать человеку, которого травят. Объясните, что это не значит стать другом, это значит помочь тому, кто нуждается в помощи;
    •    сообщать о травле тому, кому ребенок доверяет.

    Учите просить помощь.

    Просить помощь не стыдно. Это не ябедничество, а защита своей жизни и здоровья, и ребенок должен понимать, что оскорбления приносят моральный вред, а физическая расправа опасна для здоровья и жизни.
    Неправильно молчать, если тебе угрожают ножом или поджигают волосы.
    Неправильно молчать, если тебе угрожают избить, потому что ты понравилась какому-то мальчику, который «занят».
    Неправильно терпеть побои от группы детей, даже если ты пацан, мужик.
    Показывайте и говорите своим детям, что к вам можно прийти с любой историей, любой проблемой, и вы поможете!

    Когда мы обижаемся, мы почти всегда играем особую роль — роль жертвы. А тот, кто обижает, начинает играть роль обидчика жертвы. Тебя может оскорблять или игнорировать сверстник, вести себя нечестно и грубо по отношению к своей жертве. А порой дело не заканчивается лишь словами… Почему это происходит и как реагировать?

    Какими бывают обиды
    • Зеленая зона — это дразнилки, оскорбления. Например, «Ты же очкарик!».
    • Желтая зона — это угрозы. Например, когда говорят: «Пойдем-ка я тебе сейчас очки сломаю!» Любые угрозы ударить, избить, похитить и так далее — это все пока только слова, но они очень пугают и обижают.
    • Красная зона — это причинение физической боли. Например, когда бьют, щипают, царапают или наносят другие физические повреждения.
    Для чего мы разделяем обиды на эти три зоны? А для того, чтобы определить, как себя вести, когда вас дразнят, когда вам угрожают или когда вас бьют.

    Что делать ребенку, если его обижают?
    1.    Рассказать родителям. Ребенок должен знать: если ему наносят обиду в любой из этих зон — неважно красную, желтую или зеленую —
    он должен рассказать своим родителям полную версию того, что произошло.
    Но родители не всегда хотят внимательно слушать и как-то так случается, что иногда они, не разобравшись в ситуации, дают странные советы: «Дай ему в лоб, тогда он отвяжется» (обычно советуют папы) или «А ты не обращай внимания» (обычно советуют мамы).
    «Давать в лоб» в ответ на дразнилки нельзя, иначе ребенок сам превращается в обидчика. Но игнорировать обиды, закрывать глаза на то, что приносит страдания, — тоже нельзя. Вышеперечисленные два совета родителей — это не решение проблемы. Иногда они так говорят только потому, что они просто не знают, что еще посоветовать. Они точно так же ищут ответ на вопрос «А что делать-то?». Следующие пункты подскажут.

    2.    Рассказать учителю. Если речь идет о желтой (когда угрожают) или о красной зоне обиды (когда бьют), нужно немедленно рассказать не только родителю, но и учителю.

    Но здесь возникает проблема — дети часто возражают: «Так что, я ябедой буду, что ли?» Это очень-очень опасный миф: тот, кто позвал на помощь, тот ябеда.
    Разве взрослые, которых ограбили, ябедничают, если звонят в полицию? А если в доме пожар, разве ябедничают, когда звонят в МЧС? Надо себя спасать!
    А как еще может спасти себя ребенок, как не обратиться к родителям и учителям?

    В таких случаях слово «ябеда» надо выбросить из головы! Пусть ребенок знает, что это самое ответственное поведение, на которое он способен. Нет понятия трус, есть понятие самообороны.

    3.    Не преувеличивать. Нельзя выдавать желтую зону опасности за красную — ребенок услышал угрозу в свой адрес, а говорит «Меня ударили!». Или кто-то из класса в шутку сравнил одноклассника с кем-то неприятным, а тот заявил, что ему угрожают.

    4.    Не быть жертвой. Обидчику важно, чтобы вы вели себя как жертва. А поэтому нужно отменить поведение жертвы.
    Здесь речь идет только о зеленой и желтой зонах.

    Как вести себя, если вы стали жертвой буллинга?

    1. БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ!
    Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда хулиган все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.

    2. УХОДИТЕ!
    Если возможно, необходимо уйти от хулигана. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.

    3. РАССКАЖИТЕ ИМ, ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ!
    Скажите хулиганам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, и что они должны остановиться, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»

    4. ОТВЕЧАЙТЕ С ЮМОРОМ И БУДЬТЕ УМНЫ!
    Если вместо ответных оскорблений человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение у хулиганов. Юмор — один из самых эффективных способов разоружить хулигана, но он также и самый сложный. Не каждая шутка вызовет у хулигана чувство растерянности, некоторые могут раздражить агрессора еще сильнее.

    5. РАССКАЖИТЕ КОМУ-НИБУДЬ О БУЛЛИНГЕ!
    Люди, подвергшиеся издевательствам, нуждаются в помощи своих семей и школ. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами. Важно, чтобы человек, с которым вы решили поговорить, слушал вас и уважал ваше мнение. Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» или «То, что тебя не убивает, де- лает тебя сильнее!» — знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Поэтому хорошо так- же поговорить со школьным психологом или социальным педагогом — их обучили помогать детям, ставшим жертвами травли. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались —ваша семья и учителя не умеют читать мысли.

    6. НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА КАК-ТО САМИ «УЙДУТ» —ПЛОХОЙ ВАРИАНТ
    Ситуация почти наверняка ухудшится, если вы будете молчать, потому что хулиган поймет, что ему это сходит с рук.

    7. В СЛУЧАЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СОХРАНЯЙТЕ СООБЩЕНИЯ ОТ ХУЛИГАНА И ПЕРЕПИСКИ В ИНТЕРНЕТЕ
    Даже если вы хотите избавиться от вещей, которые причинили вам боль как можно скорее. Таким образом вы всегда сможете предоставить сохраненный материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если хулиган попытается «отфотошопить» вашу переписку с целью обол- гать вас, вы всегда сможете доказать свою невиновность.

    8. ИНФОРМИРУЙТЕ ПОЛИЦИЮ!
    Возможно, вам придется сообщить в милицию в случае очень серьезного эпизода буллинга. Вы можете сделать это сами, позвонив  по телефону , или вы можете попросить своих родителей или учителя сделать это за вас. Вы не должны стесняться из-за того, что вы позвонили в милицию — у вас есть право на то, что вы делаете!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie